России необходимо наращивать не сырьевой экспорт

Ознаменует ли Россия свой приближающийся двухлетний юбилей вступления в ВТО увеличением объемов не сырьевого экспорта? Анализ данных, полученных Федеральной таможенной службой по основным видам экспорта в январе — апреле этого года по сравнению с аналогичным периодом двухлетней давности, показывает, что в плане диверсификации достигнут незначительный прогресс, поэтому экспорт сырьевых товаров продолжает преобладать. Хотя российский экспорт легковых и грузовых автомобилей увеличился на 59% и 18% соответственно, экспорт водки увеличился на 48%, пиломатериалов на 18%, фанеры на 39% и хлопчатобумажных тканей на 17%, Россия по-прежнему также не экспортирует мебель или одежда, экспорт машин сократился на 12%, а экспорт сложных и калийных удобрений и синтетического каучука сократился примерно на треть за двухлетний период.

Сырьевые товары продолжают составлять львиную долю российского экспорта, в то время как полуфабрикаты с минимальной обработкой стали особенно быстро растущей категорией экспорта, поскольку вступление России в ВТО — экспорт аммиака и метанола удвоился за два года членства в ВТО.

На прошлой неделе президент Путин поручил правительству до конца 2014 года создать поставщика ссуд и страховых услуг для поддержки не сырьевого экспорта страны на основе слияния между экспортным страховым агентством ЭКСАР и Эксим банком, оба из которых принадлежат ВЭБу. Российский государственный банк развития. Постоянная государственная поддержка как не сырьевого экспорта, так и инновационных высокотехнологичных секторов имеет решающее значение для российской экономики, склонной к заболеванию голландцами, но подходы к оказанию такой поддержки должны измениться, чтобы она оказала необходимое влияние. Действительно, EXAIR и Эксим банк были созданы довольно давно (фактически, Эксим банк был создан еще в 1994 году) для этой цели, но до сих пор не имели большого значения для диверсификации экспорта.

Но почему?

Во-первых, государственная бюрократия не особенно хороша в определении областей роста — рынок может сделать это намного лучше. Более того, международный опыт показывает, что на долю успешных экспортеров приходится 2-3% ведущих компаний, как правило, небольших и средних (то есть зачастую незаметных для лиц, принимающих решения в Москве), охватывающих все сектора экономики (в то время как российское правительство стремится поддерживать только некоторые приоритетные сектора считаются, по некоторым причинам, более важными, чем другие).