Высокие налоги, низкий спрос сдерживают рост

Эксперты Центра исследований бизнес-тенденций НИУ ВШЭ в Институте статистических исследований и экономики знаний установили, что ограниченный спрос, высокие налоги, нехватка финансовых средств и высокий уровень неопределенности в отношении дальнейшего развития экономики сокращают продолжительность время, на которое бизнесмены могут планировать, в свою очередь препятствуя инвестиционным и инновационным инициативам.

Избыток налогового давления, дефицит спроса и экономическая неопределенность в стране в сочетании с дорогостоящими банковскими кредитами и ограниченной финансовой, кадровой и материальной ресурсной базой являются основными факторами, ограничивающими деятельность компаний в ключевых секторах российской экономики.

К такому выводу пришли эксперты Центра изучения бизнес-тенденций НИУ ВШЭ Института статистических исследований и экономики знаний в рамках своей исследовательской программы, охватывающей 20 000 организаций в различных секторах российской экономики (опрос проводился Федеральная служба государственной статистики).

Растянуты до предела спроса

Степень воздействия негативных факторов на бизнес зависит от конкретного сектора экономики, в котором находится компания.

Так, например, в 1 квартале 2014 года дефицит спроса в 62% считался основной причиной уязвимости бизнеса со стороны руководителей оптовых компаний, 47% руководителей промышленных организаций, 45% руководителей розничных компаний и 39% бизнесменов в Сектор обслуживания.

«Промышленные предприятия растянуты до предела спроса. Этот фактор наиболее очевиден на предприятиях, которые производят транспортные средства, производят бумагу и целлюлозу или производят машины и оборудование — на это указали около 60% их руководителей », — отмечается в докладе Центра.

Экономисты также подчеркивают, что из тех предприятий, которые были опрошены в строительном секторе, в дополнение к «отсутствию заказов» им также приходится бороться с «неспособностью клиентов платить». Эти факторы были выделены почти половиной респондентов (19 и 27% соответственно).

Налоги сдерживают торговлю

Высокий налог занимает второе место (после дефицита спроса) как ключевая проблема, влияющая на развитие бизнеса.

В 1 квартале 2014 года 54% руководителей оптовых фирм, 54% руководителей предприятий розничной торговли, 40% занятых в промышленности, 38% строителей и 37% бизнесменов, занятых в сфере услуг, выявили чрезмерно высокую налоговую нагрузку сектор оказывающий серьезное негативное влияние.

«Высокие налоги возглавили список проблем, ограничивающих развитие розничной торговли. Среди оптовых торговцев именно те, кто занимался потребительскими электро товарами, радиоприемниками и телевизорами для розничной продажи (65% респондентов), парфюмерией и косметикой, оборудованием и химикатами (по 62% каждый), в основном указывали высокие налоги в качестве фактора ».